Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социально-экономические проблемы современного российского общества, рост безработицы, высокий уровень региональной дифференциации, сокращение государственных расходов на развитие социальной инфраструктуры детерминируют поиск инновационных экономически рентабельных механизмов решения социальных проблем.
Повышение экономических показателей развития производства России и снижение роста социальной напряженности является комплексной задачей на ближайшие годы. Как показывает мировая практика, одним из успешных и эффективных инструментов решения данной комплексной задачи за последние 30–40 лет является развитие института социального бизнеса.
Ряд исследователей, таких как А.А. Московская, А.В. Лисевич, Ю.Н. Арай, В.В. Жохова отмечают, что государство теряет некоторые аспекты видения социальных проблем и решает их неэффективно, а социальные акции коммерческих и некоммерческих организаций (НКО) носят временный и несистемный характер. В результате возникшего вакуума все большую роль в решении социальных проблем берут на себя отдельные представители третьего сектора экономики – социальные предприниматели.
Размытое понимание социального предпринимательства (СП) и отсутствие закреплённого во многих странах определение термина на законодательном уровне служит причиной возникновения множества, порой противоречащих друг другу, концепций и представлений о СП, как в академической, так и бизнес среде. В настоящее время, несмотря на рост научных исследований, посвященных СП, данная область исследования считается малоизученной и нуждается в дальнейшей проработке, существует необходимость в систематизации российского опыта развития СП.
К сожалению, на сегодняшний день, климат, в котором вынуждены работать социальные предприятия нельзя назвать благоприятным.
Существующая ситуация развития социального предпринимательства в России определила проблемы исследования: правовые, финансово- экономические, административные, доступа к рынку, организационно- кадровые, инфраструктурные, а также отсутствие стандартизированных оценочных инструментов, необходимых для подтверждения социальных результатов.
Объект исследования - социальное предпринимательство.
Предмет исследования - проблемы и пути развития социального предпринимательства.
Цель работы – разработка рекомендаций по решению существующих проблем развития социального предпринимательства Иркутской области.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
изучить социальное предпринимательство: содержание и функции;
раскрыть формы социального предпринимательства;
рассмотреть социальный портрет предпринимателя в современном российском обществе;
выявить проблемы и перспективы развития социального предпринимательства в современном российском регионе (на примере Иркутской области).
При написании работы были использованы разнообразные методы, такие как изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, синтез, сравнения.
1. Социальное предпринимательство: содержание и функции
Предпринимательская деятельность является важнейшим элементом любой рыночной экономики, так как она обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. Впервые понятие «предприниматель» появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г., где под ним понимался человек, берущий на себя «обязательство по производству или строительству объекта». Первым, кто попытался рассмотреть предпринимательство с научных позиций, был Р. Кантильон. По его мнению, предприниматель – это человек, действующий в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной. Известные экономисты, основатели английской классической политэкономии А. Смит и Д. Риккардо также не могли обойти вопрос определения понятия «предпринимательство». В своем анализе экономической структуры общества они рассматривали предпринимателя как капиталиста, который ищет прибыльного использования своих средств. А. Смит особое внимание уделил проблемам этики предпринимательства. Он одним из первых отчетливо определил эгоистическую природу предпринимательства.
С течением времени понятие «предпринимательство» дополнялось и трансформировалось. Так, в ХХ в. Й. Шумпетер описывал предпринимателей как инноваторов, двигающих «созидательно‑разрушительный» процесс капитализма. По его словам, «функция предпринимателя – реформировать или революционизировать структуру производства». П. Друкер в своей концепции «предпринимательского общества» обратил внимание на то, что предпринимательство как инновационная активность, связанная с использованием имеющихся возможностей с максимальной выгодой, не ограничивается только сферой экономики, но может проявляться в самых разнообразных сферах социальной деятельности. Тема реализации социальной миссии в предпринимательстве появляется в работах П. Друкера. Он настаивает на том, что для предпринимательства не обязательна мотивация доходами.
Переход к рыночной экономике повлек за собой неизбежную структурную трансформацию системы социально‑экономических отношений, что отражается на динамике перераспределения приоритетов и ролей среди основных институтов общества. Из‑за хронического недостатка денежных средств, особенно в условиях настоящего экономического кризиса, ограничены возможности государства в проведении активных социальных преобразований. Таким образом, чрезвычайно актуальной становится проблема поиска финансовых средств, в том числе дополнительных внебюджетных источников. Одним из таких общественных институтов, способных эффективно справиться с решением ряда общественных проблем, привлечь дополнительные финансовые ресурсы в отрасли социальной сферы, является социальное предпринимательство.
Феномен социального предпринимательства является весьма значимым в современном обществе. Г. Диз первым представил социальное предринимательство как профессию и академическую научную дисциплину в конце 1990‑х гг. Он убежден, что в современном обществе социальные проблемы необходимо решать «предпринимательскими» средствами. Выделим три основные функции социального предпринимательства:
выявление стабильного, но, по сути, несправедливого равновесия, которое приводит к исключению, маргинализации или страданиям группы людей, не имеющих достаточного количества финансовых средств или политической воли, чтобы добиться положительных изменений самостоятельно;
выявление возможности в рамках этого несправедливого равновесия, выработка определения социальной ценности, использование таких личных качеств, как вдохновение, творческий подход, решительность, смелость и настойчивость, для того чтобы нарушить господство существующего положения дел;
создание нового стабильного равновесия, которое позволяет раскрыть потенциал или облегчить страдания целевой группы и через создание аналогов и построение стабильной экосистемы, основанной на новом равновесии, обеспечить целевой аудитории и обществу в целом лучшее будущее.
Среди основных ключевых характеристик тех организаций, которые занимаются социальным предпринимательством, обычно называют: хорошую репутацию в местном сообществе, широкий круг партнеров на местном уровне из органов власти, бизнеса, СМИ; ориентированность на наиболее актуальные социальные темы; обеспеченность базовыми техническими и административными ресурсами, такими как помещение, штат постоянных сотрудников, офисная оргтехника; очевидный формальный признак: возможность заниматься предпринимательской деятельностью должна быть зафиксирована в уставных документах организации. Более того, характерным признаком таких предприятий часто является применение упрощенной системы налогообложения, что позволяет повысить доходность коммерческой деятельности.
По мнению Р. Мартин и С. Осберг, ключевым словом в понятии «социальное предпринимательство» является «предпринимательство», а «социальность» играет лишь модифицирующую роль. Главной отличительной чертой социального предпринимательства является то, что оно влечет за собой социальные преобразования в сфере здоровья, искусства, науки, образования. В ходе анализа понятий нами было определено, что социальное предпринимательство занимает промежуточное положение между сферами традиционного предпринимательства и благотворительности. Благотворительность – универсальная общечеловеческая ценность, один из важнейших атрибутов гражданского общества. Осуществлять благотворительность означает «творить благо». Необходимым условием при этом является наличие частного ресурса, который составляет экономическую базу благотворительности. Таким ресурсом выступают деньги, материальные ценности или время, которое может быть потрачено на благое деяние. В очерке «Добрые люди Древней Руси» В. О. Ключевский так писал о благотворительности: «Благотворительность – вот слово с очень спорным значением и с очень простым смыслом. Его многие различно толкуют и все одинаково понимают». Со времен Ключевского так и не появилось единого определения понятия «благотворительность». А. Р. Соколов предлагает свое определение: «Благотворительность есть добровольная социальная деятельность, связанная с безвозмездной передачей материальных ценностей, в том числе и созданных трудом в процессе самой благотворительной деятельности, и направленная на достижение большего социального благополучия».
«Благотворительность – проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему» – это определение, данное в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, подчеркивает, что, в первую очередь, благотворителем движут эмоции и этические соображения, а во‑вторых, бедный вправе ожидать помощи со стороны богатого.
На сегодняшний день в Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» встречается следующее определение благотворительности. Это добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи. В социальном же плане благотворительность представляет собой помощь другим лицам за счет собственного благосостояния или свободного времени и при условии, что оказание этой помощи не наносит вреда другим лицам и осуществляется в рамках закона.
По мнению классиков теории предпринимательства Шумпетера и Друкера, есть определенные схожие черты в понятиях «предпринимательство» и «социальное предпринимательство». Так, ключевые свойства всякого предпринимательства – создание ценности; «творческое разрушение» как преобразующая деятельность, поиск изменений и использование возможностей. Все это в равной степени касается как предпринимательства, так и социального предпринимательства. Однако в ходе анализа отметим, что понятие «социальное предпринимательство» от традиционного предпринимательства все же отличается своими целями – направленностью на социальные изменения и разрешение социальных проблем; а от понятия «благотворительность» – коммерческим характером деятельности (цели достигаются не путем разовых финансовых вливаний, а посредством оранизации предпринимательской деятельности). В теории социальное предпринимательство призвано объединить в себе традиционную благотворительность и предпринимательство. На практике этого не достигается: социальный предприниматель, движимый благой целью, либо работает себе в убыток, либо переориентируется на доходность дела. Кроме того, понятие «социальное предпринимательство» часто смешивают с понятием «социально ответственный бизнес». К. Альтер определяет социально ответственный бизнес как прибыльные компании, преследующие своей деятельностью двойную цель – получение прибыли для своих акционеров и содействие более широкой социальной пользе. Для социально ответственного бизнеса свойствен частичный отказ от прибыли в пользу общества. На сегодняшний день любое большое предприятие старается подчеркнуть свою социальную ответственность. Над этим работают целые штаты специалистов по связям с общественностью, но основной мотивацией в деятельности организации все равно остается прибыль.
Однако практика социального предпринимательства отличается от социально ответственного бизнеса, базируясь на иных целях и принципах, поэтому их смешение неправомерно. По мнению Е. В. Мачнева, чрезмерное расширение рамок понятия «социальное предпринимательство» несет в себе риск причисления к этой области многих предприятий, на самом деле имеющих к этой сфере лишь косвенное отношение.
Следует отметить, что главной особенностью и отличием российской практики является то, что первостепенную важность имеет критерий реализуемости и устойчивости идеи социального предпринимательства на основе получения дохода от продажи результатов товаров и услуг. Гранты, благотворительные пожертвования могут рассматриваться только в качестве дополнительных финансовых ресурсов, так как, очевидно, из‑за низкого уровня жизни значительной части населения страны социальное предпринимательство пока не получило в России широкого распространения. Также следует учитывать недостаточную развитость инфраструктуры поддержки социальных предприятий. Итак, феномен социального предпринимательства выступает в качестве неотъемлемого атрибута рыночного хозяйства и является одной из важнейших составляющих современной экономики. Потенциал развития социального предпринимательства в России, безусловно, существует, однако для его реализации требуются специальные меры поддержки со стороны государства. Опыт социального предпринимательства в конкретных случаях предполагает, что решение социальных проблем на основе предпринимательства зачастую оказывается эффективнее, чем использование стандартных механизмов государства или некоммерческих организаций.
2. Формы социального предпринимательства
Формами социального предпринимательства являются коммерческие, некоммерческие и гибридные организации. Некоммерческие могут извлекать прибыль из всей деятельности, однако они не должны распределять ее между своими инвесторами и владельцами, а обязаны направлять ее на развитие своих целей. Более того, размер такой прибыли не должен превышать определенных пределов. Ст. 30 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует участие субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках.
При коммерческой форме социального предпринимательства организации, осуществляющие подобную деятельность, практически ничем не отличаются от коммерческих. Существенным отличием от них является только то, что они имеют задекларированную социальную миссию. Соответственно, они существуют в виде индивидуальных предпринимателей, осуществляющих частную деятельность, коммерческих партнерств, акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Закон определяет привилегированные условия для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в участии закупках для государственных нужд .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 31. – Ст. 4398.
2. Брижанина, Т.В. Малый бизнес: суть, преимущества, развитие / Т.В. Брижанина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2020. – № 2. – С. 32-37.
3. Валиева, И.Л. Государственная поддержка малых предприятий / И.Л. Валиева, Е.Б. Гогицева, М.Р. Цомаева // Актуальные вопросы экономических наук. – 2021. – № 41. – С. 7-11.
4. Валигурский, Д.И. Организация предпринимательской деятельности / Д.И. Валигурский. – М.: Дашков и Ко, 2020. – 330 c.
5. Валигурский, Д.И. Организация предпринимательской деятельности: учебник / Д.И. Валигурский. – М.: Дашков и К, 2021. – 519 с.
6. Гиблова, Н.М. Как помочь малому и среднему бизнесу? / Н.М. Гиблова // Банковское кредитование. – 2021. – № 3. – С. 28-32.
7. Глинова, Т.А. Проблемы развития малых предприятий в России / Т.А. Глинова // Концепт. – 2020. – № 8. – С. 1-6.
8. Горфинкель, В.Я. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: учебное пособие / В.Я. Горфинкель. – М.: Инфра-М, 2020. – 349 с.
9. Грязнова, А.Г. Макроэкономика: теория и российская практика / А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная. – М.: КноРус, 2020. – 680 с.
10. Ильин, И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы / И. Е. Ильин // Банковское кредитование. – 2021. – № 2. – С. 42-46.
11. Ксанаева, М.Б. Современные тенденции в развитии малого бизнеса / М.Б. Ксанаева, М.В. Аликаева // Российское предпринимательство. – 2019. – № 4. – С. 26-32.
12. Колпакиди, Д.В. Предпринимательская деятельность: учебное пособие / Д.В. Колпакиди. – Иркутск: Иркутский государственный лингвистический университет, 2020. – 288 с.
13. Москвитина, Е.И. Проблема развития сферы развития малых предприятий в России / Е.И. Москвитина, И.П. Дорошина, Т.В. Бутова // Science Time. – 2020. – № 11. – С. 248-250.
14. Наумов, В.Н. Основы предпринимательской деятельности. Учебник / В.Н. Наумов. – М.: Инфра-М, 2020. – 313 с.
15. Поповиц, В. Методы поддержки малого и среднего бизнеса / В. Поповиц // Консультант. – 2021. – № 23. – С. 67-69.
16. Предпринимательское право России: итоги, тенденции и пути развития: монография / Е.Г. Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан. – М.: Юстицинформ, 2019. – 664 с.
17. Ходов, Л. О структуре малых предприятий и особенностях его мотивации / Л. Ходов // Вопросы экономики. – 2020. – №7. – С. 147-151.
18. Чеберко, Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: учебник и практикум / Е.Ф. Чеберко. – Люберцы: Юрайт, 2019. – 420 c.
19. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства / Л.Н. Череданова. – М.: Academia, 2019. – 64 c.
20. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства / Л.Н. Череданова. – М.: Academia, 2021. – 352 c.
21. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства / Л.Н. Череданова. – М.: Academia, 2020. – 16 c.
22. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник / Л.Н. Череданова. – М.: Academia, 2019. – 64 c.
23. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: Учебник / Л.Н. Череданова. – М.: Academia, 2021. – 288 c.
24. Шедько, Ю.Н. Система государственного и муниципального управления: учебник / Ю.Н. Шедько. – М.: Юрайт, 2019. – 570 с.
25. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.